Введение в PHP5

PHP5 ещё официально не вышел, но "рабочие" версии уже трудоспособны (равно как и нестабильны!), так что мы вполне можем начать изучение новых возможностей грядущего релиза PHP и попрактиковать с ними. В этой статье мы поговорим о трёх основных нововведениях в PHP5:

 

  • Новая объектная модель
  • Исключения
  • Пространства имён

 

 

Но сначала пара официальных заявлений:

 

  • Некоторые из приведённых в данной статье решений воспроизводимы в PHP4, но, тем не менее, их описание присутствует и здесь для большей удобочитаемости и целостности всей статьи.
  • Некоторые из описанных в данной статье особенностей в конечном релизе PHP5 могут быть изменены.

 

PHP5 ещё не выпущен и мне неизвестно, когда это произойдёт, но уже сейчас вы можете потестировать и изучить новые возможности языка, скачав рабочую версию PHP5 с http://snaps.php.net и установив её. По этой ссылке вы можете найти готовые для установки Windows и Linux версии PHP5. Инсталляция проходит как у любого нормального релиза PHP, так что все бегом за новой игрушкой.

 

Новая объектная модель

В PHP5 объектную модель основательно подлатали и добавили много новых возможностей, благодаря чему PHP5 стал "чем-то" напоминать Java. В этой части нашей статьи будет описана эта новая объектная модель и приведено несколько небольших примеров, чтобы вам обозначить исходный рубеж для ваших экспериментов.

 

  • Конструкторы и деструкторы
  • Объекты как ссылки
  • Клонирование объектов
  • Дескрипторы Private, Public и Protected
  • Интерфейсы
  • Абстрактные классы
  • __call
  • __set and __get
  • Закрытые члены
  • Конструкторы и деструкторы

 

 

В PHP4 конструктор именуется так же как и сам класс, а деструкторы отсутствуют полностью.

 

В PHP5 конструктор класса именуется __construct, а деструктор - __destruct. 

 

Пример 1: Конструкторы и деструкторы

<?php 

class foo { 

  var $x; 

 

  function __construct($x) { 

    $this->x = $x; 

  } 

 

  function display() { 

    print($this->x); 

  } 

 

  function __destruct() { 

    print("ну, пока, до скорого"); 

  } 

 

$o1 = new foo(4); 

$o1->display(); 

?> 

Как вы видите, деструктор вызывается перед самым уничтожением класса.

 

Объекты как ссылки

 

Как вам уже наверняка известно, в PHP4 переменные передаются в функции/методы по значению (передаётся копия), если в объявлении функции не поставлен символ '&', указывающий на то, что переменная должна передаваться как ссылка. В PHP5 объекты передаются всегда как ссылки. Присваивание объектов тоже происходит по ссылке. 

 

Пример 2: Объекты как ссылки

<?php 

class foo { 

  var $x; 

 

  function setX($x) { 

    $this->x = $x; 

  } 

 

  function getX() { 

    return $this->x; 

  } 

 

$o1 = new foo; 

$o1->setX(4); 

$o2 = $o1; 

$o1->setX(5); 

if($o1->getX() == $o2->getX()) print("Ох ты, Боже мой!"); 

?> 

Клонирование объектов

 

Если объекты присваиваются и передаются по ссылке, то вам нужно как-то создавать и копии объектов. Для этого используйте метод __clone.

 

Пример 3: Клонирование объектов

<?php 

class foo { 

  var $x; 

 

  function setX($x) { 

    $this->x = $x; 

  } 

 

  function getX() { 

    return $this->x; 

  } 

 

$o1 = new foo; 

$o1->setX(4); 

$o2 = $o1->__clone(); 

$o1->setX(5); 

 

if($o1->getX() != $o2->getX()) print("Копии взаимонезависимы"); 

?> 

В программировании клонирование разрешено, так что всё легально ;-)

 

Дескрипторы Private, Public и Protected

 

В PHP4 все методы и переменные внутри объекта были доступны извне, другими словами все методы и переменные всегда были открытыми. В PHP5 вводится три дескриптора для осуществления контроля над доступом к переменным и методам: Public, Protected и Private.

 

Public (открытый): Метод/переменная доступны из любого места в коде. 

Private (закрытый): Закрытые методы или переменные доступны только внутри класса. 

Protected (защищённый): Защищённые методы или переменные доступны только внутри класса, где они были объявлены и из его производных классов. 

 

Пример 4: Public, protected and private

<?php 

class foo { 

  private $x; 

 

  public function public_foo() { 

    print("Это открытый метод"); 

  } 

 

  protected function protected_foo() { 

    $this->private_foo(); //Всё правильно, мы можем вызывать закрытые методы, потому что мы находимся в том же классе 

    print("Это защищённый метод"); 

  } 

 

  private function private_foo() { 

    $this->x = 3; 

    print("Это закрытый метод"); 

  } 

 

class foo2 extends foo { 

  public function display() { 

    $this->protected_foo(); 

    $this->public_foo(); 

    // $this->private_foo();  // Неправильно! В базовом классе метод закрыт 

  } 

 

$x = new foo(); 

$x->public_foo(); 

//$x->protected_foo();  //Неправильно, защищённые методы могут вызываться только из того же класса или его производных классов 

//$x->private_foo();    //Неправильно, закрытые методы могут быть вызваны только в классе, где они были объявлены  

 

$x2 = new foo2(); 

$x2->display(); 

?> 

Совет разработчикам: Переменные класса всегда следует делать закрытыми, прямой доступ к переменным - не очень хорошая практика в ООП, лучше всего для доступа/изменения переменных класса определять специальные методы.

 

Интерфейсы

 

Как вы знаете, PHP4 поддерживает наследование классов синтаксисом "class foo extends parent". В PHP4 И в PHP5 класс может наследовать только один класс, то есть множественное наследование не поддерживается. Интерфейсом называется класс, в котором не реализуется ни один метод, определяются только названия методов и набор передаваемых им параметров. Впоследствии классы могут 'реализовывать' сколь угодно много интерфейсов, показывая тем самым, что тот или иной класс реализует методы, определённые в интерфейсе. 

 

Пример 5: Интерфейсы

<?php 

interface displayable { 

  function display(); 

 

interface printable { 

  function doprint(); 

 

class foo implements displayable,printable { 

  function display() { 

    // код 

  } 

 

  function doprint() { 

    // код 

  } 

?> 

Использование интерфейсов полезно для более удобного чтения и понимания кода: прочитав объявление класса, мы увидим, что класс реализует интерфейсы displayable и printable; это означает, что класс должен иметь методы display() и doprint(). Как эти методы реализованы - значения не имеет, главное - уже из объявления класса, вы знаете, что можете вызывать эти методы.

 

Абстрактные классы

 

Абстрактным называется класс, который может использоваться только как базовый (то есть создавать объекты этого класса нельзя). Как и в любом нормальном базовом классе, в абстрактном классе вы можете определять методы и переменные.

 

В абстрактном классе также можно определять абстрактные методы: методы, которые не реализованы в абстрактном классе, но которые обязательно должны быть реализованы в производных классах. 

 

Пример 6: Абстрактные классы

<?php 

abstract class foo { 

  protected $x; 

 

  abstract function display(); 

 

  function setX($x) { 

    $this->x = $x; 

  } 

 

class foo2 extends foo { 

  function display() { 

    // Код 

  } 

?> 

__call

 

С PHP5 вы можете реализовать в классе специальный метод __call(), как метод для "отлова" всех нереализованных в данном классе методов. Метод __call (если он определён) вызывается при попытке вызвать недоступный или несуществующий метод. 

 

Пример 7: __call

<?php 

class foo { 

 

  function __call($name,$arguments) { 

    print("Вызывали? Я -  $name!"); 

  } 

 

$x = new foo(); 

$x->doStuff(); 

$x->fancy_stuff(); 

?> 

Этот специальный метод может быть использован для реализации перегрузки методов: вы можете исследовать полученные аргументы и в зависимости от результата вызвать подходящий для данного случая закрытый метод, например: 

 

Пример 8: Перегрузка методов с помощью __call

<?php 

class Magic { 

 

  function __call($name,$arguments) { 

    if($name=='foo') { 

      if(is_int($arguments[0])) $this->foo_for_int($arguments[0]); 

      if(is_string($arguments[0])) $this->foo_for_string($arguments[0]); 

    } 

  } 

 

  private function foo_for_int($x) { 

    print("у, смотрите, целое число!"); 

  } 

 

  private function foo_for_string($x) { 

    print("у, смотрите, строка!"); 

  } 

 

$x = new Magic(); 

$x->foo(3); 

$x->foo("3"); 

?> 

__set и __get

 

Но это ещё не всё, теперь вы можете определить методы __set и __get для "отлова" всех попыток изменения или доступа к неопределённым (или недоступным) переменным. 

 

Пример 9: __set и __get

<?php 

class foo { 

 

  function __set($name,$val) { 

    print("Привет, вы попытались присвоить значение $val переменной $name"); 

  } 

 

  function __get($name) { 

    print("Привет, вы пытались обратиться к $name"); 

  } 

 

$x = new foo(); 

$x->bar = 3; 

print($x->winky_winky); 

?> 

Указание типов для аргументов

 

В PHP5 вы сможете "сказать" методу, что он должен получить в качестве аргумента объект определённого типа. 

 

Пример 10: указание типов

<?php 

class foo { 

  // код ... 

 

class bar { 

  public function process_a_foo(foo $foo) { 

   // Ещё какой-нибудь код 

  } 

 

$b = new bar(); 

$f = new foo(); 

$b->process_a_foo($f); 

?> 

Как вы заметили, перед именем аргумента теперь можно поставить имя его класса, и таким образом PHP5 определит, что переменная $foo должна быть класса foo.

 

Статические члены класса

 

Статические члены и статические методы могут использоваться для реализации того, что в ООП называется "методы класса" и "переменные класса".

 

"Статическим методом класса" называют метод, который можно вызвать без создания объекта этого класса. 

"Переменной класса" называют переменную, к которой можно обратиться без создания объекта этого класса (и метод доступа при этом не потребуется). 

 

Пример 11: методы класса и переменные класса

<?php 

class calculator { 

  static public $pi = 3.14151692; 

 

  static public function add($x,$y) { 

    return $x + $y; 

  } 

 

$s = calculator::$pi; 

$result = calculator::add(3,7); 

print("$result"); 

?> 

Исключения

 

Исключения - это общепринятый подход к обработке ошибок и неожиданных ситуаций в таких языках как Java и C++; в PHP5 перехват исключений реализован с помощью пары "try" - "catch". 

 

Пример 12: Исключения

<?php 

class foo { 

 

  function divide($x,$y) { 

    if($y==0) throw new Exception("деление на ноль недопустимо"); 

    return $x/$y; 

  } 

 

$x = new foo(); 

 

try { 

  $x->divide(3,0);    

} catch (Exception $e) { 

    echo $e->getMessage(); 

    echo "n<br />n"; 

    // Какие-нибудь драконовские меры 

?> 

Как вы видите, "try" используется для обозначения блока, в котором находятся ошибки, обрабатываемые оператором "catch", стоящим в конце блока. В блоке "catch" вам нужно реализовать вашу собственную политику обработки ошибок. В итоге получаем удобочитаемый код и всего один блок обработки ошибок. 

Исключения, определённые пользователем

 

Для обработки непредвиденных проблем в ваших программах вы можете определить ваши собственные исключения. Всё, что вам нужно - это просто дополнить (extend) класс Exception, определив конструктор класса и метод getMessage. 

 

Пример 13: Исключения, определённые пользователем

<?php 

class WeirdProblem extends Exception { 

 

   private $data; 

 

   function WeirdProblem($data) { 

        parent::exception(); 

        $this->data = $data; 

    } 

 

    function getMessage() { 

        return $this->data . " вызвало какое-то странное исключение!"; 

    } 

?> 

Потом, для возбуждения определённого вами исключения используйте конструкцию throw new WeirdProblem($foo); если исключение происходит внутри блока try{}, то PHP5 передаст управление в "catch"-блок для обработки.

 

Пространства имён

 

В целях удобства классы и функции могут быть сгруппированы в пространства имён (namespaces).

Примечение: разработчики отказались от поддрежки этой возможности. 

 

Пример 14: Пространство имён

<?php 

namespace Math { 

 

  class Complex { 

    //...код... 

    function __construct() { 

      print("привет"); 

    } 

  } 

 

$m = new Math::Complex(); 

?> 

Обратите внимание на синтаксис использования именного пространства для обозначения класса, объект которого мы создаём. Пример практического применения: создание одноимённых классов в разных именных пространствах; при этом классы делают отличную друг от друга работу (имея одинаковый интерфейс). 




Рекомендуем почитать

 

Добавить комментарий


Ваше имя:


Комментарий:


Введите: Картинка